Кубань, в силу особенностей
своего исторического развития, является уникальным
регионом, где на протяжении двух веков
взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в
одно целое элементы культур южнорусских,
восточно-украинских и других местных народов.
Поселения, жилища. Большая
часть современных казачьих поселений Кубани возникла
в конце XVIII и в течение XIX вв. при освоении новых
земель. Черноморские станицы (северная и
северо-западная часть края) заселялись в основном
украинским населением, а линейные станицы (восток и
юго-восток края) - русским населением.
Черноморские казаки располагали
свои курени вблизи степных речек, которые
застраивались прямыми и широкими улицами с
центральной площадью и церковью посредине. Селения
окружались рвом и земляным валом. С 1809 г. курени
стали называться куренными селениями, а с 1842 г. -
станицами, как и в других казачьих войсках России.
Линейные станицы не отличались строгой планировкой.
В станицах строились хаты в
украинской или южнорусской традиции. Они были
глинобитными или саманными, крыши - четырехскатные
под камышом или соломой. В линейных станицах жилища
чаще всего - деревянные. Почти в каждой хате или
избе имелись русская печь и "красный" угол с иконой
под рушником. На стенах висели фотографии -
традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами:
проводы и служба в армии, свадьбы, праздники.
Одежда. Казачья одежда
различалась типами костюмов казаков, сложившимися у
запорожцев и в Донском войске. Сначала Черноморцы
носили синие шаровары, синий кунтуш (верхняя
куртка), под который надевался кафтан красного
цвета. В 1810г. была утверждена единая форма
черноморцев - шаровары и куртка из синего сукна.
Линейные казаки носили одежду черкесского образца. К
середине XIX в. казачья форма черноморцев и линейцев
была унифицирована и утвердилась единая форма:
черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет,
башлык, зимой - бурка, папаха, сапоги или ноговицы.
Во второй половине XIX - начале XX вв. стало обычным
ношение мундира.
Женская одежда различалась у
казачек, согласно существовавшим традициям, по месту
их происхождения. Основой женского костюма была
рубаха. Костюм состоял из юбки и кофты - "кохточки".
Семейный и общественный быт.
В начале заселения Кубани преобладали холостые
казаки. Поэтому правительство края в течение первой
половины XIX в. предприняло ряд мер по переселению в
казачьи станицы женского населения - "вдов, девок",
семей с большим числом женщин. Постепенно
налаживался семейный быт.
В силу особого социального
положения казачества и специфического уклада его
жизни семьи на Кубани были большими. Главной
обязанностью казака была военная служба. Каждый
казак, достигший восемнадцати лет, принимал военную
присягу и был обязан посещать строевые занятия в
станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить
обучение в течение месяца в военных лагерях. При
достижении юношей 21 года он поступал на
четырехлетнюю срочную службу, по завершении которой
казака приписывали к полку, и до 38 лет он должен
был участвовать в трехнедельных ежегодных лагерных
сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования,
являться на регулярные строевые военные смотры. Все
это требовало много времени и сказывалось на
состоянии хозяйства казачьих семей. Для них
характерно глубокое уважение к старшим.
У иногородних крестьян, как
правило, были малые семьи, состоявшие из родителей и
их детей.
Свободное время станичники
проводили в "беседах", на "посиделках". Особое
разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и
воскресенья; после церковной службы часто
устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения.
Казаки были большими любителями хорового пения,
военно-спортивных состязаний.
Казаки широко отмечали в станицах
Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по
приходе весны), Пасху, Троицу (наступление лета) и
другие праздники.
Большую роль в казачьих семьях
играли женщины. Так как главной обязанностью казака
была военная служба, казачья семья во многом
держалась на женщине-казачке, которая вела домашнее
хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала детей.
Фольклор. Своеобразие
происхождения кубанского казачества (от украинского
и русского) определило особенности его фольклора. У
черноморцев были распространены украинские чумацкие
песни и думы, по станицам часто странствовали
кобзари (народные певцы). Основу песенного
репертуара составляли историко-героические старинные
песни. Богатой была и военно-историческая тематика.
В линейных станицах преобладал
донской фольклор с жанром исторических песен. Были
распространены полковые русские песни,
рассказывавшие о событиях Кавказской войны, о
тяжелой доле казаков.
В станицах (черноморских и
линейных) бытовали колядки накануне Рождества) и
щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые,
сатирические песни. Почти в каждой из них был свой
хор.
Прикладное искусство.
Широкое развитие на Кубани получило прикладное и
изобразительное искусство. Линейно-геометрическими
орнаментами, животными или растительными узорами
украшались многие предметы: рукоятки кинжалов,
сабель, ножей, рога-бокалы, ковры и циновки,
керамика, рушники.
Славились местные кузнецы,
бондари, золотошвейные мастерицы по ткани и коже.
|